По ту сторону дороги: левостороннее и правостороннее движение

Большинство водителей никогда не сталкивается с другим режимом вождения, однако некоторым из нас придется столкнуться с иной стороной вождения. И вероятность того, что это произойдет с вами, не так уж мала: по статистике, около четверти стран в мире используют левостороннее вождение. При этом большая часть этих стран является бывшими британскими колониями.

Почти 80 стран используют левостороннее движение, включая Японию, Великобританию, Австралию, Пакистан, Сингапур, Южную Африку, Таиланд и Мальдивы.  В то же время, преобладающее большинство (около 160 стран) решили пойти по другому пути. В их числе США, Россия, Европа, Аргентина, Конго, Египет и т.д.

Как известно, жители стран с правосторонним движением используют леворульные автомобили и наоборот. Это позволяет лучше ориентироваться на дороге и следить за потоком встречных машин, что делает маневры более безопасными.

История автомобильного движения берет свое начало в феодальную эпоху. В Британии (а, как мы уже упоминали выше, большинство стран с левосторонним движением в свое время были британскими колониями) мужчины, почти каждый из которых носил меч или другое холодное оружие, предпочитали ходить по левой стороне дороги, чтобы успеть составить более четкое представление о тех, кто движется навстречу.

Также с левой стороны было удобнее выхватывать оружие, чтобы отразить внезапную атаку, поскольку большинство людей являются правшами. Таким образом, мужчины хранили ножны с левой стороны. Прогулки по левой стороне дороги также не давали возможности выхватить оружие, воспользовавшись эффектом неожиданности. Аристократы предпочитали использовать левую сторону дороги, чтобы создать социальный барьер с бедняками, которые не имели иного выбора, как ходить по правой стороне.

С развитием технических средств большинство стран начало использовать для автомобильного движения те же правила, которые уже закрепились в обществе для пешеходов.

Япония, никогда не бывавшая британской колонией, имела тесные связи с Великобританией: в 1870 году правительство Японии при поддержке британцев начало развивать сеть железных дорог, попутно получив необходимую для этого инфраструктуру и стиль вождения, который отличается от соседних стран.

Остальные страны приняли правостороннее движение. Правительство большинства европейских стран даже закрепило этот пункт правил специальным стандартом.

Некоторые страны, которые имеют различные стандарты дорожного движения и прозрачные границы, создали системы предупреждения, призванные предупредить водителей о том, что им предстоит поменять полосу движения. Так, например, между Лаосом и Таиландом сооружен Мост Дружбы, а на мосту между Таиландом и Бирмой установлена система предупреждающих светофоров. Чаще всего используются улицы с односторонним движением, длина которых обычно составляет не меньше одного километра. Проехав улицу с односторонним движением, водители вливаются в общий поток машин с помощью дорожных знаков или той же предупреждающей системы светофоров.

Интересный факт: в странах с левосторонним движением по некоторым причинам происходит меньше ДТП и регистрируется значительно меньше (примерно в 10 раз) человеческих жертв, чем в тех странах, где принято правостороннее движение. В числе таких причин ученые называют следующие:

— большинство водителей – правши, это значит, что их правый глаз является преобладающим, т.е. реагирует на внезапные ситуации быстрее, чем левый, который считается более слабым глазом;

— в праворульных автомобилях рычаг переключения передач передвигается левой рукой, следовательно, правая рука, которая является ведущей у правшей, остается на руле, обеспечивая более быструю реакцию в экстренных случаях.

Однако о плюсах и минусах левостороннего и правостороннего вождения спорить не принято, поскольку и тот, и другой способ дорожного движения уже доказали свою эффективность. Однако знаете ли вы, что…

… существует только четыре европейских страны, которые до сих пор используют левостороннее вождение – Великобритания, Ирландия, Мальта и Кипр.

…  в то время как большинство стран позволяют водить как леворульные, так и праворульные авто, во многих из них правительство запретило регистрировать подержанные праворульные автомобили, если в них принято правостороннее движение.

… первые американские автомобили выпускались с правым рулем. Первым производителем, установившим в 1900-х годах руль с левой стороны, стал Ford. Действия завода объяснили повышением безопасности, так как с левым рулем водителю будут лучше видны действия водителей встречных авто.

… хотя это считается первоапрельской шуткой, Великобритания действительно планировала перейти на правостороннее вождение, однако подсчитав стоимость всего процесса, правительство отказалось от этой идеи.

… переключение передач – самое важное отличие между леворульными и праворульными автомобилями, особенно если это механическая коробка передач.

… именно Наполеон ввел правостороннее движение в некоторых странах, включая Бельгию, Швейцарию, Польшу и даже Германию.

… Канада перешла на правостороннее движение только после Второй мировой войны.

Австрия использует оба стиля вождения до вторжения Гитлера в 1938 году. Половина страны ездила в соответствии с правилами правостороннего движения, а другая – в соответствии с правилами левостороннего. Гитлер заставил страну принять правостороннее  движение в качестве единого стандарта.

… Восточный Тимор в Юго-Восточной Азии был первой страной, которая в 1975 году перешла с правостороннего на левостороннее движение. С тех пор у страны было лишь несколько последователей: Самоа, Нигерия, Сьерра-Леоне, Гамбия и Гана.

… 1 марта 2012 Багамские острова перешли на левостороннее движение. Это связано с тем, что в стране из-за близости с США преобладают леворульные автомобили.

… 3 сентября 1967 года  в Швеции состоялся День H (Dagen H). В этот день страна сменила левостороннее автомобильное движение на правостороннее.

Полный список стран с левосторонним движением:

Ангилья (самоуправляемая территория Великобритании)
Антигуа и Барбуда
Австралия
Багамские острова
Бангладеш
Барбадос
Бермудские острова
Бутан
Ботсвана
Бруней
Великобритания
Виргинские острова (Великобритания)
Виргинские острова (США)
Восточный Тимор
Гайана
Гернси (Нормандские острова)
Гонконг
Гренада
Джерси (Нормандские острова)
Доминика
Замбия
Зимбабве
Индия
Индонезия
Ирландия
Каймановы острова
Кения
Кипр
Кирибати
Кокосовые (Килинг) острова (Австралия)
Лесото
Макао
Малави
Малайзия
Мальдивы
Мальта
Маврикий
Монтсеррат
Мозамбик
Намибия
Науру
Непал
Ниуэ
Новая Зеландия
Острова Кука
Остров Мэн
Остров Норфолк (Австралия)
Остров Святой Елены
Остров Рождества (Австралия)
Острова Теркс и Кайкос
Пакистан
Папуа-Новая Гвинея
Питкэрн (Великобритания)
Сент-Китс и Невис
Сент-Люсия
Сент-Винсент и Гренадины
Самоа
Сейшельские острова
Сингапур
Соломоновы Острова
Суринам
Свазиленд
Танзания
Таиланд
Токелау (Новая Зеландия)
Тонга
Тринидад и Тобаго
Тувалу
Уганда
Фиджи
Фолклендские острова
Шри-Ланка
ЮАР
Ямайка
Япония

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.